nebotticelli_xl (nebotticelli_xl) wrote,
nebotticelli_xl
nebotticelli_xl

Categories:

"Аида" на Бодензее.

Одна из причин, по которой мы часть отпуска провели на западе Австрии, в Форальберге - Брегенцский фестиваль с его самой большой в мире сценой на озере. Первый раз мы попытались напасть на него еще в 2003 году, но купить билеты (оччень недешевые) перед началом нереально, билеты начинают заказывать на сайте фестиваля за год вперед. В амфитеатре перед сценой - порядка семи тысяч мест, каждую оперу ставят два года, по месяцу в год. В этом году, как только взяли билеты на самолет, озаботились и билетами на "Аиду".

Мы стояли в живописной деревушке Бецау (о ней будет отдельный пост), километрах в тридцати от Брегенца. В день спектакля с утра шел проливной дождь. Позвонили в справочную фестиваля - не отменят ли сегодня. Узнали, что решение об отмене спекталя принимают в 9 вечера, за минуту до начала. Дождь то утихал, то снова срывался. "Не догоню, так согреюсь". Поехали.

Как грелись и прятались от дождя перед началом - в предыдущем посте. В девять - объявление по громкой связи: "задержка 15 минут". Дождь ослаб до водяной пыли в воздухе, и - "дамы и господа приглашаются занимать места". И семь тыщ дам и господ быстро, но без толчеи рассредоточились по местам. Мальчики/девочки в униформе в проходах раздавали салфетки, протирки/просушки сидений для. Орднунг, однако. Забегая вперед: за полчаса до конца дождь усилился - ни один из семи тыщ (амфитеатр был полон) не удрал.

Пора и до оперы добраться. Я такого в жизни не видел; женушка, прослушавшая когда-то почти весь репертуар "Ла Скала" - тоже. Дам слово профессионалам.

Летний фестиваль в Брегенце, на берегу Боденского озера – всегда увлекательное мероприятие с оттенком шика и приключения. ... Спектакли на озерной сцене, под открытым небом и при непосредственном “участии” самого озера и потрясающей красоты закатов солнца делаются с использованием сложнейших и дорогостоящих технологий, и каждое название прокатывается в течение двух сезонов. В 2007-08-ом годах много шуму наделала "Тоска", а блокбастер нынешего года – "Аида" в постановке известного английского тандема в лице Грэма Вика и Пола Брауна. ...от спектаклей Брегенцского фестиваля легко ожидать чего-то необыкновенного, но то, что “нагородили” Грэм и Браун, и вовсе провоцирует остановку дыхания...Сложнейшая конструкция по ходу действия усложняется еще более, обрастая все новыми и новыми деталями. Древний Египет оперы Верди трансформирован в современную Америку, этакую “империю зла”, одержимую ненавистью к той части мира, что придерживается иного образа мыслей. Две огромные ступни – только одна из частей поверженной статуи Свободы, остальные ее обломки скрыты под водой и извлекаются на поверхность при помощи подъемных кранов ...

В концепции Вика-Брауна любовь занимает последнее место: они слишком озабочены как тем, чтобы подверстать к Аиде современные параллели, так и созданием уникального и грандиозного зрелища.

Охи и ахи слышатся непрерывно на протяжении всего спектакля, а гибкость шеи обязательна, если вы хотите уследить за одновременным использованием или сменой эффектов. Их бесчисленное множество: в посвящении Радамеса в военачальники задействован ларец, в котором находится нечто очень похожее на крылатую ракету, а поющая молитву жрица разодета под католическую мадонну и поет, летая на внушающей страх высоте, сцену объяснения соперниц предваряет нечто вроде оргии одетых в ядовито-малиновые наряды девиц, для сцены триумфа и вовсе заготовлено нечто вроде “бомбы”: Радамес появляется, стоя на позолоченном слоне, который “поставлен” на скоростную моторную лодку, задняя часть слона представляет из себя клетку, в которой сидят эфиопские пленники...

Музыкальная сторона оперы в подобном проекте неизбежно оказывается на последнем месте


Для европейских либералов не лягнуть Америку, даже в опере Верди - жизнь прожита зря.

О музыкальном (и не только) аспектах постановки - здесь . Несколько кликабельных картинок - на сайте фестиваля.

А я покажу что-то, что в первой рецензии упомянули, но не объяснили.

Вот ларец, возле которого Радамеса производят в военачальники



Снимки плохие, не обессудьте - для такой съемки нужна другая техника и другое мастерство, но отчетливо видны два херувима, сомкнувшие крылья на крышке, и шесты для переноски. Ларец сверкает золотом,а, когда снимают крышку, из него исходит яркое сияние (а не бредовая "крылатая ракета"). Это же Ковчег Завета , строго по описанию Пятикнижия, именно таким его реконструируют.

Ну и кто такой, после этого, Радамес, что молится возле Ковчега Завета? Правильный заголовок поста был бы - Аиды на Бодензее . Или "Аида" и аид.

Из снимков, что я нащелкал (снимать там, вааще-то, нельзя, но, если очень хочется, то можно) минимально пристойные:

Золотой слон и фрагменты Статуи Свободы



и еще пара сцен.





Для меня кульминацией вечера было не утопление Радамеса и не вознесение его и Аиды в ладье на небеса, а обратная дорога. Мне случалось ездить по серпантину, в т.ч. и в этом отпуске, но - днем и посуху. В кромешной тьме, под проливным дождем, влетая каждые две минуты в полосы густого тумана - куда там золотым слонам...

Tags: поездуньки
Subscribe

  • Дорвались.

    US open, 1/4 финала. Крепкая белорусская герла чморит не менее крепкую чешскую герлу (обе живут в Монако и тренируются во Флориде), затем могучий…

  • О терминах.

    В современной РФ русофоб занимает ту же смысловую нишу, что антисоветчик в семидесятые, троцкист в тридцатые и контра в Гражданскую. Но какое…

  • Золотой век свободы

    уже состоялся и уместился в последнее десятилетие предыдущего века. Граничные вехи: развалился сгнивший совок - сорвался с цепи взбесившийся ислам.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments